15.05.2013
Развиваем ребенка правильно: советы молодым родителям
Вера ПЕТРОВА
Познавать мир дети начинают с пеленок. Каждый предмет, звук, ощущение для малыша — открытие. Трогать, нюхать и пробовать на вкус все вокруг маленький человек готов неустанно. Но без помощи взрослых ему не разобраться во всем, что его окружает. Для родителей, которые хотят, чтобы их чадо развивалось правильно и быстро, психологи разработали рекомендации. Предлагаем их вашему вниманию.
Учим буквы на ощупь
Черным маркером нарисуйте несколько букв на плотном листе белой бумаги и предложите ребенку украсить каждую материалами с разной текстурой, например наждачной бумагой, бусинками, ватой, зубочистками, то есть всем тем, что можно узнать на ощупь даже с закрытыми глазами. Приклейте к буквам «оформление», выбранное малышом. Попросите его провести по каждой пальчиком. И громко называйте ту, к которой он прикасается. Осязая мягкие, твердые и шершавые символы, ребенок быстро запомнит их очертания — и научиться писать ему будет легче.
Изучать азбуку на ватмане нужно каждый день. А начать первый урок лучше с тех букв, которые составляют имя ребенка: М-А-Ш-А, С-А-Ш-А, П-А-Ш-А.
Когда этот урок будет пройден, задачу можно усложнить. Напишите на ватмане: МАРИЯ. АЛЕКСАНДР, ПАВЕЛ. После этого можно изучить составляющие имен ближайших родственников. Вы и не заметите, как ваше чадо на прогулке начнет читать вывески и рекламные щиты.
Так же — на ощупь — можно выучить и цифры.
Измеряем в «попугаях»
Научите ребенка измерять длину, высоту и ширину предметов. Пользоваться линейкой или рулеткой он будет позже, а пока используйте подручные средства. Например, попробуйте вместе определить ширину стола в яблоках, а длину дивана — в кубиках или книжках. Тем же способом измерьте рост ребенка — для сравнения. И не забывайте при этом считать вслух: одно яблоко, два, три... Один кубик, два, три. Если заниматься регулярно, непоседа быстро научится считать.
Подпишите несколько предметов в доме, например холодильник, окно и стул. Используйте для этого одинаковые наклейки и шрифт, чтобы дети читали, а не угадывали слово. Очень важно на первом этапе запомнить букву, с которой оно начинается: с — стул, о — окно. Через пару месяцев подпишите еще несколько предметов. Когда ребенок усвоит с десяток слов, снимите все карточки и, выдавая по одной, попросите его повесить каждую на место.
Организованность — залог успеха
Дети любят помогать взрослым, и это стремление нужно всячески поддерживать, даже если уборка игрушек вместе с малышом отнимет у вас втрое больше времени.
Попросите малыша положить помытые столовые приборы на место, а потом «случайно» отправьте вилку в ячейку с ложками — пусть маленький помощник исправит вашу «ошибку». Вариантов множество: можно, к примеру, доверить дочке сложить по парам папины носки после стирки либо разложить яблоки на блюде — большие внизу, мелкие — сверху. Такие игры воспитывают в детях ответственность и организованность — те качества, без которых во взрослой жизни трудно добиться успеха.
Кто ищет, тот всегда найдет!
Попросите малыша найти в комнате предметы определенной формы либо цвета: например, круглые или красные. Предложите ему принести из ящика с овощами морковку, свеклу или картофелину. Вместе поищите в детской книжке одинаковые слова. Не сомневайтесь: это не только весело, но и полезно.
Знакомимся с родным городом
На прогулке покажите малышу магазин, аптеку, заправку, парикмахерскую. Расскажите, кто там работает и чем занимаются эти люди. А вечером не забудьте спросить у ребенка, работают ли парикмахеры в аптеке и где можно купить молоко или таблетки для бабушки.
Поем везде и обо всем
Еще не умея читать, дети каждый день узнают с десяток новых слов. Предложите ребенку спеть их на мотив любой знакомой песенки. Пойте вместе с ним везде — на прогулке, в ванной, в машине. Если мелодия надоела, попросите чадо сочинить другую — про времена года или дни недели. Не исключено, что в вашем сыне дремлет новый Чайковский или Мирослав Скорик, а в дочке — Ани Лорак.
Что такое календарь?
Чтобы ответить малышу на этот вопрос, расчертите плотный лист бумаги на 31 квадратик, а сверху на липучках поместите маленькие карточки с цифрами от 1 до 31, днями недели и месяцами. Повесьте календарь на уровне глаз ребенка и попросите его прилепить в квадратик сегодняшнее число, день недели и месяц. Начинайте с этого каждое утро. Такая игра научит ребенка ориентироваться во времени.
Готовим фотовыставку
Разложите на столе фотографии членов семьи и друзей и на липучках прикрепите к каждой соответствующий «титул»: «тетя», «дядя», «двоюродный брат». Расскажите малышу, чем занимается его тетя, Мария Валильевна, где учится ее дочь — двоюродная сестра Аня. Это развивает зрительную и ассоциативную память.
Рисуем дождь и солнце
Попросите ребенка на отдельных карточках нарисовать фломастерами или красками разную погоду — холодно, солнечно, снег. Из цветной бумаги вырежьте полоски и наклейте их на белый лист, чтобы получилось окно. Повесьте «окно» в детской и каждый день меняйте в нем погодные картинки.
Результаты обучения не заставят себя ждать — очень скоро соседи, родственники и воспитатели в детском саду сообщат вам, что у вас растет замечательный и очень развитой ребенок.
Вера ПЕТРОВА
Данная статья вышла в выпуске
№18-19 (653) 16.V.2013